"По Беларуси – Минск, Могилев, Орша"

Апрельские пасхальные праздники дали нам великолепную возможность совершить новое путешествие по Беларуси с нашим постоянным партнером - туристической фирмой “ Saules v ējš” ( www.saulesvejs.lv ). В этом году Пасха разных христианских конфессий совпала, поэтому во время путешествия было особенно радостное настроение, ведь нам удалось посетить многие знаменитые монастыри и храмы с чудотворными иконами.

В первый день путешествия мы традиционно прибыли в столицу Беларуси. На этот раз наш минский экскурсовод показал нам новые уголки города. Мы побывали в университетских двориках, где среди деревьев уютно расположились скульптуры великих белорусских просветителей Ефросиньи Полоцкой, Франциска Скорины, Сымона Будного и других – прекрасная компания для нынешних студентов. А рано утром на следующий день мы посетили один из лучших усадебно-парковых комплексов Минска – Лошицу. На месте древнего селища 10 века позднее возникла усадьба, последним хозяином которой был дворянин Евстафий Любанский. Говорят, что его красавица жена погибла из-за несчастной любви и до сих пор бродит по парку. С панной мы не встретились, но зато с удовольствием полюбовались усадьбой в стиле модерн и прекрасными видами долины реки Лошицы.

Побывав в замечательном центре белорусских ремесел «Дудутки» под Минском, мы отправились на юго-восток Беларуси и впервые познакомились с такими древними городами как Могилев, Орша и Мстиславль. Могилев и Орша стоят на днепровских берегах. Легендарный Днепр берет свое начало недалеко от Смоленска. Протекая по территории России и Беларуси, Днепр постепенно набирает силу. И пусть он еще не так широк и полноводен как в своем нижнем течении, но его крутые берега издревле привлекали славянских поселенцев.

Первая могилевская крепость была построена в 13 веке на высоком берегу Днепра. Это место до сих пор доминирует над всем городом. В Могилеве сохранилась древняя планировка улиц и многие памятники старины. Мы познакомились с историей Могилева в городском историческом музее, расположенном в великолепном здании восстановленной Ратуши, побывали в знаменитом   Свято-Никольском монастыре, увидели дворец архиерея Георгия Конисского – пламенного защитника православной веры. Его епархия была единственной православной епархией на территории Беларуси во времена Речи Посполитой. Новым символом Могилева стала скульптура Звездочета с солнечными часами на Площади звезд.

Через сложную систему волоков купцы в старину могли попасть из Западной Двины - Даугавы в Днепр. Это была часть знаменитого пути «Из варяг в греки». В месте впадения в Днепр реки Оршицы вырос город Орша – форпост древней Полоцкой земли. Впервые Орша упоминается в «Повести временных лет» под 1067 годом. С тех пор много воды удекло в Днепре, а город стоит и процветает. Оршанцы берегут памятники старины – монастыри, церкви, костелы и строят новый город, в котором много промышленных предприятий. С продукцией одного из них – знаменитого Оршанского льнокомбината мы познакомились в   его фирменном магазине и с удовольствием приобрели прекрасные изделия из льна.

Маленький городок Мстиславль перенес нас на несколько веков назад. Здесь царили тишина и покой, которых нам так не хватает в современной городской жизни. Город, впервые упоминаемый под 1156 годом, недаром называют белорусским Суздалем – за большое количество сохраненных златоглавых церквей. Сейчас недалеко от города восстанавливается Пустыньский монастырь со святым источником. Когда несколько лет назад сюда пришли первые монахи, на стене одного из строений стал проявляться лик Спаса Нерукотворного. Это чудо стало очень большой поддержкой подвижникам, восстанавливающим древнюю обитель.

В последний день путешествия мы ночевали в гостинице прямо в Несвижском замке и обедали в замковом кафе. Роскошные замки князей Радзивиллов в Мире и Несвиже включены в список культурного наследия ЮНЕСКО. Уже это одно говорит о том, что эти места достойны посещения. После интересных экскурсий по замкам мы отправились в обратный путь и с сожалением покидали гостеприимную белорусскую землю. А с нашими читателями на следующей странице мы хотим поделиться кулинарными впечатлениями от этой поездки.